Рынок грузового транспорта.

71355_1Издавна «большой семёркой» называли созвездие семи основных производителей тяжёлой грузовой техники, а именно: «DAF», «Iveco», «MAN», «Mercedes», «Renault», «Scania» и «Volvo». В последнее время руководители подразделений «большой европейской семёрки» озабоченно морщат лбы. Судя по всему, у них впереди новые большие торговые войны. Да и «большая семёрка» не совсем «семёрка», а, скорее уже «четвёрка».

В последние годы произошёл ряд серьёзных слияний. В 2001 г. Volvo AB купила грузовое подразделение (100% акций) Renault V.I. у Renault S.A. Взамен — и это было впервые в истории шведской компании — они уступили 20% акций французам и в состав совета директоров вошли французские руководители из Renault Trucks. Следующий удар по «семерке» нанес Volkswagen. В 2009 г. она купила 70,94% акций Scania AB, в 2011 г. — 55,9% акций MAN AG.
По сути, семёрка стала четвёркой, хотя все торговые марки пока сохранены. Многие аналитики, особенно финансовые, уже не рассматривают все бренды по отдельности, публикуя в отчётах непривычные прежде аббревиатуры. Установилось некое равновесие.
Но, судя по всему, этому равновесию едва ли суждено быть долгим. На дорогах ЕС уже появляются грузовики от неведомых прежде производителей, в основном китайских. Ситуация на рынке скоро может серьезно измениться.
На проходившей во Франкфурте-на-Майне встрече Ассоциации автопроизводителей Германии д-р Гетц Клинк представил свой прогноз развития рынка грузовых автомобилей до 2030 г. В фокусе внимания были грузовые автомобили полной массой свыше 6 тонн.
Настоящее
Вот на каких установках строил свои прогнозы д-p Клинк. В частности, поскольку «MAN» и «Scania» принадлежат группе компаний «VW», а «Renault» принадлежит группе компаний «Volvo», он оценивал объединенные данные. Если одни производители из семёрки крепко стоят на ногах как на европейском, так и на мировом рынке, то другим в скором времени придется принимать решения, связанные с выживанием. Уже сейчас можно утверждать, что «большая семерка» европейских производителей грузовых автомобилей испытает серьёзные трудности.
Все приведенные в таблице производители, за исключением «Iveco», также являются серьезными игроками в сегменте свыше 6 тонн на международном рынке. Объем их продаж на других континентах — обоих Американских, в Африке тоже весьма серьезен. Д-р Гетц Клинк подчеркнул, что он не сомневается, что и в 2030 г. эти гиганты будут оставаться в числе лидеров мирового рынка. Но
к этой четвёрке европейских производителей вскоре могут присоединиться несколько фирм из Китая, Индии или Южной Кореи. Их появление в Европе фактически предрешено, открытым остается времени и сил.
Если рассмотреть объемы производства грузовиков в мире, то видно, что количественно у европейских производителей уже сейчас есть серьезные конкуренты.
Как видим, цифры внушают уважение ко многим фирмам. Но, несмотря на значительные объемы, некоторые производители, до сих пор не выходят за рамки своего региона. У них отличные результаты продаж на своих региональных рынках, но, если растянуть эти результаты по всем Земному шару, то результаты могут оказаться скромнее. Вместе с тем, уверенно-высокий уровень качества продукции, позволяет предположить, что в будущем они могут расширить географию сбыта и выйти на мировые рынки.
Традиционные лидеры мировых рынков выполняют иную задачу — они заинтересованы не столько в закреплении своих позиций на таких рынках, как Китай, Индия, Бразилия, Россия, Индонезия и других, но и расширении их. Правда, здесь им уже приходится работать в условиях подчас очень жесткой конкуренции с ведущими местными производителями или традиционно — с другими крупными конкурентами.
Будущее – близкое или далёкое?
При благоприятном раскладе, если мир не погрузится в большую войну, в 2030 г. ведущие мировые производители будут продавать не менее 400 тыс. автомобилей в год. В погоне за ними, чтобы выжить на мировом рынке, другим производителям придется продавать, по крайней мере, 250 тыс. единиц. Напомним, сегодня оптимально-достаточной считается цифра в 100 тыс. единиц в год.
Автор прогноза, г-н Клинк не сомневается, что такие известные в настоящее время производители, как «Iveco», «Ford», «Isuzu» и др., будут вынуждены объединяться с другими для того, чтобы стать, по крайней мере, лидерами в регионе. В противном случае они станут нишевыми игроками и должны будут предлагать рынку эксклюзивные продукты, но конкурировать с крупнейшими производителями в массовом выпуске грузовиков не смогут.
Ещё один загадочный восточный игрок на рынке — «Hyundai». Недавно эта компания представила свой грузовой автомобиль, предназначенный для международных перевозок. Судя по положительным отзывам, он вскоре вполне может появиться на мировых рынках. Эксперты отмечают, что за последние десятилетия «Hyundai» значительно усовершенствовалась, а это позволяет компании успешно конкурировать с признанными производителями. Стратегия развития рынков, опробованная и принесшая результат при продаже легковых машин, вполне может быть успешно применена к продажам коммерческого транспорта.
Д-р Кетц Клинк утверждает, что до 2030 г. серьезными игроками мирового рынка должны стать «Hyundai» и «Dongfeng».
Это означает, что общепризнанная семерка европейских производителей будет меняться. На европейском рынке появятся новые грузовые автомобили, которые выведут туда восточные производители.
Стоит ли ожидать резкого изменения баланса сил? Есть все основания предполагать, что да. Предпосылок к этому много. Первый вопрос — ценовой. Здесь с Китаем конкурировать сложно, т.е. ценовая агрессия будет идти полным ходом. Второй вопрос – обеспечение сервисной поддержки. Как известно, у некоторых фирм из одной большой страны с этим проблемы более, чем постоянные. Если получится их решить, шансы на успех резко возрастут.

Добавить комментарий

Войти с помощью: