Прогноз на будущее

cardo18_17Конкуренция на российском рынке логистики будет усиливаться.

Во-первых, она традиционно будет происходить между участниками рынка, которые будут бороться за клиентов.

Во-вторых, вырастет конкуренция между транспортными компаниями и экспедиторами. Перевозчики продолжат выходить напрямую на клиентов и создавать свои экспедиторские подразделения. С этим будет связано не только переманивание клиентов друг у друга даже ценой демпинга, но и перекупка персонала за счет обещаний более высоких заработных плат.

В-третьих, борьба за клиентов и объемы началась уже не только между российскими и иностранными компаниями, но и между иностранными. Зарубежные компании, выйдя на наш рынок, договариваются с иностранными компаниями-клиентами у себя за рубежом. Новым для нас будет то, что они начинают конкурировать за наш рынок не только на территории нашей страны, но и за её территорией. Они умеют работать в условиях жесткой борьбы и быстро набирают объемы.

Российские логистические и транспортные компании представлены на рынке в основном мелкими экспедиторами и перевозчиками.

В силу разных причин мы никак не можем начать договариваться между собой и из-за высокой степени разобщенности и незащищенности перед государством будем проигрывать иностранцам в конкурентной борьбе.

Если мы и наши коллеги не проявим требуемый уровень организации работы и качества, то они заберут под себя наших основных работодателей, а остальных оставят нам для борьбы между собой.

Основные участники рынка перевозок по России представлены экспедиционными, транспортными, транспортно-экспедиционными и складскими компаниями.

Более 70% перевозчиков – это индивидуальные предприниматели с объемом парков 1-10 машин.

Перевозка по России как услуга – это стандартный рыночный продукт, который любые компании способны предоставить, ограничиваясь лишь своим уровнем развития и возможностями, финансами и ответственностью.

Важным фактором для экспедиторов будет способность предоставить:

клиентам – более широкий комплекс услуг, больший сервис и высокое качество, возможность отсрочки платежей, налоговую чистоту и безопасность;

перевозчикам – гарантированные объемы заказов и гарантированную оплату, так как клиенты, даже при их нестабильности, снижении заказов и ухудшении платежеспособности будут увеличивать отсрочки платежей.

Транспортные компании продолжат попытки заниматься самостоятельным экспедированием. Но сегодня это имеет небольшие шансы для полноценного развития.

Ставки фрахтов на перевозки будут расти, но незначительно и низкими темпами, поэтому транспортные расходы будут обгонять сокращающиеся доходы. Пока с рынка не уйдет 15-20% перевозчиков, цены на доставку кардинально не повысятся, условия работы не изменятся. Но этого не произойдет, потому что объемы перевозок будут сокращаться (спад перевозок в 2013 уже составил 12%). Особенно это коснется регионов, где перевозчикам поменять работу будет сложно. Трудно будет продать и свою б/у технику. Большинство из них устремится из регионов в грузообразующие центры. Поэтому Москва будет находиться в более выгодных условиях, чем другие города, далее места распределятся между портами, ж/д узлами и областными центрами.

Перевозчики вынуждены будут демпинговать, поэтому основная их часть будет влачить свое существование, пока транспорт будет работать или поддаваться недорогому ремонту. Этим воспользуются экспедиторы, которые смогут за счет них удерживать цены клиентам или наращивать свои дельты.

Но и экспедиторам также будет не сладко, потому что перевозчики будут метаться между ними и между клиентами в поиске более высоких ставок. Соответственно

экспедиторы начнут попадать в мышеловки обещаний перевозчиков, а перевозчики, мечтая о несбыточном, в ловушки неплатежей и красивых обещаний заказчиков и других экспедиторов.

Наиболее разумные из них со временем предпочтут работать с крупными экспедиторами, другие, пометавшись по рынку, прекратят свою деятельность.

Клиенты продолжат требовать увеличения отсрочек платежей, а реально будут платить через. При этом они будут еще замораживать миллионные суммы у себя, чтобы обеспечить страховку на случай, если подрядчик не сможет выполнить своих обязательств (испортит или не доставит груз). Конечно, таких заказчиков лучше отдать конкурентам, но количество загрузок будет уменьшаться, а конкуренция становиться все жестче.

Задолженности клиентов за выполненные услуги также будут увеличиваться, причем увеличиваться вместе с рисками неоплаты из-за снижения их платежеспособности. Осознание того факта, что заказчик банкрот, для экспедиторов и перевозчиков может произойти внезапно, если это ими специально не контролируется. Уровень платежеспособности клиентов зависит от их же продаж, выплат своих кредитов, надежности их банков, от изменения валютных курсов и т.д. Знать и контролировать финансовое положение клиентов практически невозможно и правдивую информацию получить от них крайне трудно. Приостановка платежей или неплатежеспособность клиентов, в том числе и из-за закрытия банков, равно как и их преднамеренное или непреднамеренное, специально запланированное банкротство может мгновенно разорить часть компаний логистического рынка России. Это на руку крупным компаниям.

В сфере экспедиторских услуг продолжает расти мошенничество с использованием подставных или сторонних перевозчиков, растет дорожная преступность (грабежи на дорогах и автостоянках).

Так, за 2013 год количество грабежей автотранспорта выросло на 57% по сравнению с 2012 г. Из-за этого страховые компании уже начали и продолжат отказываться от заключения договоров с мелкими экспедиторами и перевозчиками или, используя различные договорные и законодательные уловки, будут отказывать в погашении убытков по страховым случаям.

Мошенничество получит развитие и среди самих клиентов. Они будут создавать около себя фирмы, которые от их имени будут заказывать транспорт, но ничего с ними общего не иметь, и потом будут их банкротить. Такие случаи уже есть, более того, такие схемы применяются уже дистрибьюторами и торговыми компаниями даже к своим же поставщикам и к производителям.

Собственных финансовых средств у большинства перевозчиков и экспедиторов за последние пять лет и так было недостаточно, а в усложняющихся условиях возникнет явный дефицит. Поэтому закрывать свои финансовые дыры, непредвиденные расходы или неплатежи клиентов для многих будет проблематично. Это снизит качество их работы. Соответственно клиенты будут отказываться от ненадежных и несостоятельных подрядчиков, и их место будут занимать более серьезные экспедиторы.

Перекупка кадров экспедиторами друг у друга часто приводит к сбоям в качестве услуг, и если компания очень зависит от своих менеджеров и перевозчиков, то последствия ухода сотрудника могут привести к потере клиента. Такие зависимости велики у мелких и некоторых средних логистических компаний. Все зависит от уровня управления и организации их работы. Переход к конкуренту влечет за собой финансовые провалы и наносит удар по основному коллективу, а для мелких компаний может закончиться уходом экспедитора с рынка. Немаловажную роль в этом играет готовность основного коллектива бороться за себя, сохраняя своих клиентов в своей компании.

На самом деле, переход в другую фирму часто не решает проблем сотрудников кроме случаев, когда старая компания не обеспечивает выполнение своих обязательств. К сожалению, желание получать больше в сочетании с финансовой неграмотностью и отсутствием достоверной информации о состоянии компаний, куда их зазывают работодатели, не позволяет многим кандидатам увидеть и определить их реальное финансовое состояние. Раздавая обещания кандидатам (желательно с базами клиентов и перевозчиков), владельцы и директора могут обещать много, но по факту выполнить свои обещания смогут единицы. В результате искатели оказываются у разбитого корыта и значительно ухудшают свои же условия работы и жизни. Но определенный вред бывшей компании, и ее сотрудникам, возможно, и бессознательно, будет уже нанесен.

Перекупка кадров может давать экспедиторам кратковременный успех за счет наработок новых сотрудников с предыдущего места работы. Однако проблемы участников логистического рынка находятся не в контактах отдельных сотрудников с клиентами или с перевозчиками, а в уровне их развития, в опыте, и, что еще важнее, в уровне защищенности и в финансовом состоянии. Зависимость от отдельных лиц будет сильно проявляться у небольших компаний, где бизнес построен на связях и энтузиазме 1-2 сотрудников, часто являющихся и владельцами.

В условиях кризиса устойчивость экспедиторов и перевозчиков прежде всего будет определяться и зависеть от уровня управления и качества их работы, финансовых возможностей. Сюда же надо отнести надежность и их авторитет на рынке.

Важнейшим фактором является профессионализм и слаженность всей команды, а не отдельного человека.

Важную роль в успехе компаний играет понимание рынка, нацеленность всей команды на результат и доверие к руководству.

Ожидаемый рост налогов и усиление налоговых и других проверок, ухудшение ситуации с получением и использованием кредитов, возрастающие риски неплатежей, вместе с другими атрибутами кризиса приведут к тому, что мелкие, а потом и средние экспедиторские компании будут сокращаться и разоряться. Вполне ожидаемо, что кризис подтолкнет их к различным объединениям и слияниям. Наибольшие шансы выживания среди российских экспедиторов остаются у крупных компаний, бизнес которых представлен различными направлениями. Но чтобы выжить, им необходимо сократить расходы и увеличить эффективность и производительность работы персонала. В кризис компании должны создать не команды разрозненных лидеров, а команды, нацеленные на общий результат.

Добавить комментарий

Войти с помощью: